Воскресная школа Крутицкого Патриаршего подворья
имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Время Великого поста — это время покаянного подвига, время прощения, примирения, усердной молитвы, это путь к Воскресшему Господу Иисусу Христу. Это единственный пост, в котором само церковное богослужение является особым и специально постовым. Одной из особенностей Великопостного богослужения является чтение молитвы преподобного Ефрема Сирина.
Сегодня хотелось бы о ней поговорить с Вами, сначала прочитаем её.

Молитва св. прп. Ефрема Сирина
Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонач́алия и праздносло́вия не даждь ми. (земной поклон)
Дух же целомуд́рия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (земной поклон)
Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́; яко благослове́н еси во ве́ки веко́в. Ами́нь. (земной поклон)
По-русски
Господь и Владыка жизни моей! Не дай мне духа праздности, уныния, желания начальствовать и пустословить. Напротив, одари меня, раба Твоего, духом целомудрия, смирения, терпения и любви. О, Господь и Царь! Дай мне видеть свои грехопадения и не осуждать брата своего; ибо Ты прославлен до скончания веков.

Как она читается?
При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва (все 3 предложения без земных поклонов), а после кладется один земной поклон.

Когда читается?
Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу (Великий пост), кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

О чем мы молимся в этой молитве?
Молимся Богу об очищении нас от грехов и об утверждении нас в добродетельной жизни. Прежде чем идти к цели, надо ее себе уяснить, надо понять и то, что же нам мешает вступить на путь обращения к Богу.
Как мы видим, в этой молитве 2 части:
I часть молитвы — крик из глубины души о своей беспомощности.
II часть — мольба о том, что необходимо на пути к Богу.
В I части молитвы мы просим избавить нас от следующих греховных состояний:
Праздность — это и наша лень, небрежность, нерадение. Лень тянет вниз, пропадает всякое желание себя приневолить, заставить вопреки всему сдвинуться с мертвой точки. Это касается и обыденной жизни и духовной. Праздность — не просто один из грехов, а корень всех грехов, потому что отравляет духовную энергию у самых ее истоков. Плод праздности — уныние.
Уныние — беcпечность, бездействие в деле спасения. Все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души в унынии. Тот, кто попал в плен уныния, видит всё только плохим и всех — только плохими. Уныние — самоубийство души, и находящийся в этой тьме не способен видеть свет и стремиться к нему.
Любоначалие — желание начальствовать. Как ни странно, но именно праздность, лень и уныние наполняют жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, опустошают нам душу, лишают жизнь смысла. Не направленная к Богу душа стремится поставить в центре своё «я» (не имея других ценностей и даже не имея о них понятия) и заставить других подчиниться этому «я». Люди в таком состоянии неизбежно будут рассматриваться только с точки зрения полезности для меня, удобства и выгоды.
Празднословие — пустословие. Высший дар — дар слова — дал Бог человеку. Но слово не только спасает, оно и убивает. Иногда во время не произнесенное слово может нанести вред нашим близким. Да «слово — серебро, молчание — золото», но есть и другая поговорка «один сказал, другой промолчал, а у третьего судьба изменилась». Нужно правильно использовать этот бесценный дар слова.
Во II части молитвы мы просим о даровании добродетелей, которые помогут нам на пути к Богу и обожению.
Целомудрие — целостность человеческой природы. Эта добродетель противоположна праздности. При праздности рассеяно всё — силы, мысли; всё изломано, всё неясно, всё без конца и начала. Противоположность праздности — собранность, целеустремленность; целомудренный человек сумеет направить свои силы к ясно видимой им цели и знает ценность всего. Если говорят о целомудрии в сфере личных отношений, то потому, что именно здесь ярче всего видны изломанность, неопределенность, бессилие восстановить истинную иерархию ценностей, подчинить высшие духовные стремления Богу, а душевные движения — духовным. Чудесный плод целомудрия — смирение.
Смиренномудрие — одна из сторон добродетели смирения. Это правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире. «…Ум и сердце смиренномудрого видят и ощущают падение природы человеческой и потому способны признать и принять Искупителя», — пишет Св. Игнатий Брянчанинов
Терпение — спокойное перенесение боли, беды, скорби, несчастья в собственной жизни. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее становимся. «Падший» человек нетерпелив, так как не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других, не способен видеть все в истинном свете, да и не допускает мысли, что он не может чего-то понять, потому считает единственно верным свое мнение.
Плод и венец всех подвигов — любовь. Пример настоящей любви дал нам Спаситель. Все Его земное служение и Искупительный подвиг — наполнены любовью к нам. Малейшее приближение к любви в нас проверяется способностью видеть свои грехи — это первое, и не осуждать других — второе. Видеть грехи и даже каяться в них — мало. Кто не умеет не осуждать, тот не застрахован от самого лютого врага — гордости.
Победить гордость до конца в нас сможет один Бог, но от человека требуется усилие и мы являем его, молясь молитвой преподобного Ефрема Сирина. Молитву объединить с жизнью и жизнь с молитвой поможет искреннее проникновение в богатство духовного опыта, открытого нам Церковью уже в одной этой молитве, которую с земными поклонами повторяет весь народ во всех храмах Божиих. «Царство Божие принадлежит нам, если только мы последуем за Ним» — мирт. Антоний Сурожский.

Кем она составлена?
Эта молитва, принадлежащая по преданию преподобному Ефрему Сирину (ок. 306−373 г.). Родом он был из Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев.
Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником, вел аскетический образ жизни и был близок к знаменитому свт. Иакову Низибийскому. Святой Ефрем имел степень диакона и играл видную роль в жизни своего города. Когда в 363 году Низибия отошла к Персии, св. Ефрем переселился в Эдессу. Очевидно, именно он был основателем знаменитого впоследствии богословского училища в этом городе. В Эдессе прп. Ефрем занимался литературными трудами и преподаванием.
Проповедуя покаяние, он не столько обличал, сколько стремился смягчить и тронуть душу. В то же время прп. Ефрем обладал незаурядным лирическим дарованием, которое придает его сочинениям особую проникновенность. Поэтический дар и высота личного подвига послужили причиной исключительного влияния прп. Ефрема на Востоке и широкого распространения его творений во всем христианском мире. Еще при жизни преподобного его сочинения были переведены на греческий язык. В храмах Востока их читали за богослужением. Прп. Ефрема вместе с преподобными Антонием Великим, Пахомием Великим, Василием Великим и Иоанном Златоустом причисляют к числу наипервейших и наиглавнейших отцов монашества, навеки запечатлевших в своих произведениях высокие идеалы иночества.

И завершая наш рассказ о молитве прп. Ефрема Сирина хочется поделиться замечательным поэтическим переложением этой молитвы А. С. Пушкина:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Благодприятного Вам Поста!
И.В.Перцева