19 декабря весь христианский мир отмечает праздник святителя Николая. Святитель Николай один из самых почитаемых святых на Руси. В каждой православной семье наряду с иконой Господа Иисуса Христа и Божией Матери обязательно есть и икона свт. Николая. Более того, об особом отношении к святителю говорит и тот факт, что в каждой области России есть деревня Николаевка или поселок Никольское. Ну, и, наверное, в каждой русской семье есть Николай. Все это говорит об особом почитании святого в нашей стране. Но от куда такое почитание? Почему на Руси почитают святого, жившего на рубеже III-IV столетий в Византии. На этот вопрос мы попробуем ответить в нашей статье.
Сначала посмотрим, что мы знаем о святом?
Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье
Малоазийского полуострова). Годы жизни: 260−343 гг. Был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, которые долго были бездетны, давших обет посвятить его Богу. Со дня своего рождения Николай творил чудеса. Например, мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Предания и Священного Писания, был послушным и добрым мальчиком. После кончины архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских (Малая Азия, относящаяся в то время к Византии). Именно из-за места служения святого Николая называют — Мирликийский или Мир Ликийский. Сейчас Миры входят в состав Турции, находятся на юге Антальи.
Сам Чудотворец вел простую и весьма аскетическую жизнь, раздал все свои богатства нищим и нуждающимся, исцелял людей от болезней и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости (именно он стал причиной отмены казней нескольких безвинно оклеветанных людей), учил своей жизнью любви и состраданию.
Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой — в 325 году он боролся за чистоту православного вероучения на I Вселенском соборе, созванном святым равноапостольный Константином, на котором была осуждена ересь Ария.
На Руси имя Николая Чудотворца или Николая Угодника получает известность довольно рано. Так, в Киевском Софийском соборе, построенном в середине XI века Ярославом Мудрым, в числе наиболее почитаемых святых присутствует и мозаичное изображение святителя Николая. Однако особенное почитание этого святого в пределах Руси начинается со второй половины XI столетия. Связано это было с несколькими причинами.
Прежде всего, в 1087 году из города Миры, захваченного турками, мощи святого были вывезены в Италию. В XI веке Византия переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости поруганием святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром, поэтому их и вывезли в Италию. В город Бари их привезли 9 (22) мая, и сразу же возле мощей сотворилось множество чудес. С тех времен этот день стал считаться вторым праздником в честь знаменитого святого. Интересно заметить, что именно 9 мая в 1945 году закончилась Великая отечественная война. И это не случайность, так как наш народ усердно молился о даровании мира и чудо произошло!
Кроме того, в те же годы (XI век) письменными источниками впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве. Это первое чудесное явление святителя на Руси описывается в памятнике, получившем название «Чудо о некоем детищи утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывается, как в день празднования святых Бориса и Глеба, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, жена одного богатого киевлянина уронила ребенка в реку, который немедленно утонул. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. В ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына.
«Чудо о некоем детищи утопшем» показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Во всяком случае, именно так трактовались эти события в древнерусских литературно-философских памятниках.
Около 1113 года близ Новгорода в одном потоке на острове Липно в Ильмень-озере явилась икона святителя Николая, чудесным образом исцелившая новгородского князя Мстислава. В начале XIII века Русь обрела еще одну чудотворную икону — повинуясь неоднократному повелению святителя Николая, священник из Корсуни Евстафий взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир и, объехав окольным водным путем, через Ригу и Новгород, привез ее в рязанские земли в город Зарайск, где эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться «Никола Зарайский».
И в дальнейшем на Руси было множество чудес, которые православный люд считал чудесами, сотворенными святителем Николаем. К примеру, в конце XV века Николай Чудотворец, вместе с преподобным Варлаамом Хутынским, прославился исцелением великокняжеского отрока. Этот список можно продолжать еще довольно долго.
Главное же состояло в том, что святитель Николай стал поистине народным святым, называемым по-простому Николой или Миколой. Ему посвящено огромное число литературных памятников (только в Российской Государственной Библиотеке хранится более 500 рукописей
Итак, почему же на Руси один из самых известных святых святитель Николай Чудотворец? Думаем, что описанные в статье личный пример святой жизни подвижника, его чудеса, сотворенные при жизни и после смерти уже дали ответ на вопрос. Ну, и одно из чудес, свидетелями которого являетесь сейчас вы. Разве не чудо, что мы с вами встретились и сейчас говорим о святителе Николае?
Святитель отче Николае, моли Бога о нас!