Воскресная школа Крутицкого Патриаршего подворья
имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Неделя святых Жен-мироносиц

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,

А мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко Гробу.
Людские мудрецы великие
В атомный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.

1960-е гг. Александр Солодовников

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц. Православный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым. Поэтому, дорогие девушки и женщины, примите поздравление от всего педагогического коллектива воскресной школы с этим радостным праздником. Желаем помощи Божией, радости, здравия и любви!
И так как сейчас мы находимся в преддверии праздника, поэтому сегодня мы хотим поговорить о женах-мироносицах и остановиться на вопросах: кто они — эти женщины? почему их так называют? в чём суть их подвига?
Кто они?
Господь не призывал женщин на служение. Среди 12-ти и 70-ти апостолов мы не найдём женских имен. Женщины сами пошли за Учителем, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников. К сонму жен-мироносиц относятся:
• Мария Магдалина — женщина, помазавшая драгоценным миром ноги Учителя и утершая их своими волосами,
• «Другая Мария» — по древнему преданию Церкви, изложенному в Синаксарии на день Пасхи, это была Сама Божия Матерь,
• Мария Клеопова — дочь праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака, жена Клеопы апостола числа 70-ти учеников,
• Саломия — матерь «сынов Зеведеевых» — апостолов Иакова и Иоанна,
• Иоанна — жена Хузы, домоправителя царя Ирода,
• Марфа и Мария — сестры Лазаря, воскрешенного Господом,
• Сусанна и многие другие.
Эти столь разные по жизни женщины совершали свой незаметный подвиг: прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам в то время, как апостолы были напуганы, растеряны и соблазнились крестной смертью Своего Учителя и не проявили такой верности, как мироносицы.
Почему их так называют?
После смерти Спасителя (в пятницу) Его сняли с Креста, умастили Тело его, по обычаю, благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа Аримафейского, находившемся неподалеку от Голгофы. Так как солнце уже склонялось к западу и наступало время субботнего покоя и Пасхи иудейской, все делалось, хотя и старательно, но очень поспешно. Дело в том, что новый день начинался с захода солнца, то есть в пятницу вечером (по-нашему — римскому времяисчислению) наступала суббота (по-иудейской традиции). В год Смерти Спасителя суббота была не только днём покоя, как все субботы, а ещё и праздником Пасхи иудейской. И по традиции иудейского народа нельзя было прикасаться к усопшему ни в субботу, ни тем более в Пасху.
По окончании субботнего покоя — рано утром в воскресенье, мироносицы, чтобы довершить обряд погребения, взяли благовонное миро, которым по обычаю иудейскому надо было умастить Тело Спасителя. И вот, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к Своему Возлюбленному Учителю они пошли ко Гробу Господа. Не побоялись мироносицы пойти к Тому, Который был отвержен людьми, предан Своими, осужден как преступник.
О приходе мироносиц и Божией Матери ко Гробу Спасителя повествуют все четыре евангелиста:
• Святое Евангелие от Матфея 28:1−8;
• Святое Евангелие от Марка 16:1−8;
• Святое Евангелие от Луки 24:1−12;
• Святое Евангелие от Иоанна 20:1−10.
При этом о таком значимом событии, как Благовещение Пресвятой Богородицы, говорит только евангелист Лука, и о Благовещении праведному Иосифу — только евангелист Матфей. А событие прихода мироносиц ко Гробу описывают все четыре евангелиста. И естественно возникает вопрос: почему уделено такое внимание этому событию, в чём подвиг мироносиц?
Верные при жизни Господа, они остались верны и по смерти Его. Ни убеждения, и даже ни глубокая убежденность не могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. А любовь и верность — это высшие христианские добродетели. Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, последователи Иисуса Христа так и назывались — «верные». Это отражено в названии одной из частей литургии — богослужения, во время которого происходит главное таинство — Евхаристия, кульминационная часть его носит название «Литургия верных». За свою верность и любовь ко Господу Нашему Иисусу Христу мироносицы были награждены — они первые узнали о Воскресении Христовом и чудом веры стали женами-благовестницами, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем — апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. А первым человеком, которому Господь явился после Своего Воскресения, была одна из жен-мироносиц — Мария Магдалина.
Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок и убеждения не спасли учеников от страха, любовь преодолела все! «У кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви <…>, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем», — говорит митрополит Антоний Сурожский в проповеди в Воскресенье жен-мироносиц (15 мая 1974 г).
Святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Женщина имеет от Бога великий дар — любящее сердце, но главное — это правильно применить этот дар. Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является помощницей мужу или служит Богу и людям.
По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол Павел, ничто не могло отлучить нас от Него — ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни люди (Рим. 8:38−39).
Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в самоотверженном подвиге любви и служения ближним.

И.В.Перцева

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!