Воскресная школа Крутицкого Патриаршего подворья
имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Театральный кружок «Сказка»

Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности на 2016−2017 уч. год

Педагог: Перцева Ирина Владимировна

Группы: Н-2, Н-3 и О-2

Скачать в формате. doc

Пояснительная записка

Театральное искусство имеет синтетический характер и поэтому является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического, патриотического, социального и духовного воспитания детей, так как «прежде чем „обожиться“, надо очеловечиться». Применение в практике учебно-воспитательной деятельности Воскресной школы средств театрального искусства способствует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, нормализация социализации и инкультурации, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.

Таки образом, занятия театральным искусством активизируют у детей мышление и познавательный интерес, пробуждают фантазию и воображение, любовь к родному слову, учат сочувствию и сопереживанию. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

В процессе работы над спектаклем:

Направленность программы — художественно-эстетическая, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан ПиНа, составляет 12−15 человек;

Форма организации деятельности — кружковая.

Формы и методы работы

Форма занятий — групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются:

Формой подведения итогов работы — участие в школьных концертах с чтецким материалом, подготовка и показ спектаклей.

Педагогическая целесообразность данного кружка для детей 10−14 лет обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.

Среди основополагающих ориентиров педагогической деятельности мы выделили следующие:

Цели и задачи

Работа кружка направлена на достижение следующих целей:

Обучающая цель: предоставление воспитанникам образовательной возможности ознакомления с театральной деятельностью и элементами сценической грамоты;

Развивающая цель: развить творческие способности школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость;

Воспитывающая цель: совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту, родную литературу (драматургию и поэзию).

Целеполагание определило задачи кружковой деятельности.

Обучающие задачи:

Развивающие задачи:

Воспитывающие задачи:

Разделы программы и учебно-тематический план

Занятие длятся 2 академических часа. Программа состоит из 4-ёх разделов, при этом в одном занятии могут присутствовать элементы из каждого раздела:

I полугодие

1 раздел — Театральная игра и ритмопластика

1. (2 октября) Игры на развитие памяти, внимания. Сочиняем сказку (основы драматургии)

2. (9 октября) Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на действие с воображаемым предметом.

2 раздел — Культура и техника речи

3. (16 октября) Элементы дыхательной гимнастики; отработка навыков дыхания. Игры и упражнения, направленные на развитие свободы речевого аппарата.

4. (23 октября) Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляции. Скороговорки.

3 раздел — Работа над спектаклем 20.10

5. (30 октября) 1 этап: Импровизационные этюды (музыкальные и театральные) на темы, приближенные к спектаклю — накопление впечатлений. Создание среды.

6. (6 ноября) 2 этап: Чтение пьесы «Подарок для Снегурочки», знакомство с персонажами: импровизации (музыкальные, пластические, словесные), рисунки — спонтанное выражение творческого начала. Этюды по теме сказки (по системе З. Я.Корогодского)

7. (13 ноября) Этюды по задачам картин сказки

8. (20 ноября) 3 этап: Репетиционные этюды над спектаклем — поиск творческих решений. Углубление художественного восприятия литературного текста: рассматривание иллюстраций, предметная среда и т. п. Репетиционная работа над 1 картиной спектакля

9. (27 ноября) Репетиционная работа над прологом, 1, 2 и 3 картинами с музыкой.

10. (4 декабря) Репетиционная работа над 1, 2, 3, 4 и 5 картинами с музыкой.

11. (11 декабря) 5 этап: Прогоны спектакля.

12. (18 декабря) Прогоны спектакля с музыкой и со светом.

13. (25 декабря) 6 этап: Декорационные репетиции.

14. (14 января) Генеральный прогон спектакля.

15. (15 января) 7 этап: Премьера спектакля «Подарок для Снегурочки».

16. (январь) Анализ выступления. Выпуск газеты. Рефлексия показа спектакля.

II полугодие

1 раздел — Театральная игра и ритмопластика

17. (22 января) Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

18. (29 января) Развитие наблюдательности (на основе своих наблюдений показать этюд — понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

19. (5 февраля) Элементы дыхательной гимнастики; отработка навыков дыхания. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляции. Скороговорки.

2 раздел — Культура и техника речи

20. (12 февраля) 1 этап: Импровизационные этюды (музыкальные и театральные) на темы, приближенные к спектаклю — накопление впечатлений. Создание среды.

3 раздел — Работа над спектаклем

21. (19 февраля) 2 этап: Чтение пьесы, знакомство с персонажами: импровизации (музыкальные, пластические, словесные), рисунки — спонтанное выражение творческого начала. Этюды по задачам картин сказки (по системе З. Я.Корогодского)

22. (26 февраля) 3 этап: Репетиционные этюды над спектаклем — поиск творческих решений. Углубление художественного восприятия литературного текста: рассматривание иллюстраций, предметная среда и т. п. Репетиционная работа 1 и 2 картиной

23. (5 марта) Репетиционная работа над 1, 2 и 3 картинами с музыкой.

24. (12 марта) Репетиционная работа над 1, 2, 3, 4 картинами с музыкой.

25. (19 марта) 5 этап: Прогоны спектакля с музыкой и со светом.

26. (26 марта) 6 этап: Декорационные репетиции.

27. (2 апреля) Декорационная репетиция

28. (9 апреля) Генеральный прогон спектакля.

29. (23 апреля) 7 этап: Премьера Пасхального спектакля. Рефлексия показа.

4 раздел — Основы театральной культуры.

30. (30 апреля) Посещение спектакля и его обсуждение.

Содержание программы

1 раздел — Театральная игра и ритмопластика.

Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры. Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников.

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.

2 раздел — Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок. Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.

3 раздел — Работа над спектаклем

(включает как групповые, так и индивидуальные занятия). В нашем коллективе, учитывая методы Игрового театра, мы используем следующие 7 этапов работы над спектаклем:

1 этап: Импровизационные этюды (музыкальные и театральные) на темы, приближенные к спектаклю — накопление впечатлений. Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности

2 этап: Чтение пьесы, знакомство с персонажами: импровизации (музыкальные, пластические, словесные), рисунки — спонтанное выражение творческого начала.

3 этап: Репетиционные этюды над спектаклем — поиск творческих решений. Углубление художественного восприятия литературного текста: рассматривание иллюстраций, предметная среда и т. п.

4 этап: Подготовка костюмов, декораций, реквизита (с детьми) -индивидуальное и коллективное творчество. Творчество ребёнка в речевой, игровой, музыкальной и др. видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «артист», «зритель», «режиссер-сценарист», «оформитель-костюмер», подготовка афиш, программок декораций и т. п.

5 этап: Прогоны спектакля.

6 этап: Декорационные репетиции.

7 этап: Премьера спектакля.

4 раздел — Основы театральной культуры

(Просмотрово-информационный раздел) Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре. Посещение спектаклей, мастер-классов, просмотр телеспектаклей и их обсуждение.

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Агапова И. А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5−11 классы. — М.: ВАКО, 2006. — 272 с.
  2. Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности /Адаскина А. А. //Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 100−110.
  3. Антонова, О. А. Взаимодействие театра и школы в Санкт-Петербурге // Современный театр для детей: диалог театра и школы: материалы театрально-педагогического форума. — Самара: Самар. отделение Литфонда, 2008. — 355 с.
  4. Барро, Ж-Л. Размышления о театре. Пер с франц. — М. 1963. — 341с.
  5. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1. — С. 48−51
  6. Буткевич, М. М. К игровому театру. — М.: ГИТИС, 2002. — 703 с.
  7. Буткевич, М. М. Карточки (подготовительные материалы ко 2-ой части книги «К игровому театру»). — М.: ГИТИС, 2010. — 487 с.
  8. Василец, Т. Б. Детский социальный театр как развивающая и психотерапевтическая площадка // Журнал практического психолога. — 1998. — № 5. — С.62−68.
  9. Гальперин, П. Я. Как приходят новые идеи // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.: Просвещение, 1881. — 415 с.
  10. Ганелин Е. Р. Проблемы современной театральной педагогики и любительский театр: : диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.01 — С.-Пб., 2000. — 290 с.
  11. Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота — подросткам: Программа, советы и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях. — Ивантеевка: б/и, 1994. — 160 с.
  12. Корогодский, З. Я. Этюд и школа. — М.: Советская Россия, 1975. — 112 с.
  13. Липцын, О. Ф. Игровой театр как методика воспитания современного актера и режиссера: дис. … кандидата искусствоведения. — М.: ГИТИС, 2010 — 144 с.
  14. Никитина А. Б. Театр, где играют дети, в поисках собственной идентичности: : диссертация … кандидата искусствоведения: 17.00.01. — М., 2002. — 269 с.
  15. Пави, П. Словарь театра: пер. с фр. под ред. К.Разлогова. — М.: Прогресс, 1991. — 504 с.
  16. Пиаже, Ж. /Речь и мышление ребёнка.: пер. с фр. и англ. — М.: Педагогика-пресс, 1999. — 528 с.
  17. Романова, Н. А. Арт-терапия в педагогике.
  18. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. Изд. 4-е, испр., доп. — М: Институт психотерапии, 2005. — 224с.
  19. Социализация человека: учеб. пособие / А. В. Мудрик. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 624 с.
  20. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов / под ред. А. Б. Никитиной. — М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.
  21. Янсон, С. Вход через театр